Это оченть просто исправить - нажмите на кнопку с иконкой корзины в карточке желаемого товара
В каталогУтверждение о том, что обязательная маркировка — это дополнительное скрытое налогообложение бизнеса кажется верным только на первый взгляд. Согласно этой логике, закупка любых средств производства — это просто финансовые затраты. Конечно, если закупить станки и просто поставить их во дворе, то так и будет.
Компании видят во внедрении системы маркировки только необходимость дать ответ на требования государства, занимаются только внедрением маркировки в ее самом узком понимании, т.е. нанесением кодов на упаковку и отправку отчетов. Минусы такого подхода – это дополнительные издержки и никаких плюсов.
Система маркировка в ее полной трактовке — это часть от класса ИТ-решений, называемых Track&Trace. Сейчас при маркировке индивидуальной становится каждая единица товара и становится известным, что этот конкретный продукт был выпущен на конкретном предприятии. И это внесет в себе множество преимуществ для всех участников товарооборота. Так производитель сможет сделать следующие бизнес-процессы прозрачными, понятными и контролируемыми:
управление качеством, управление поставками, управление инцидентами, управление ассортиментом, управление логистикой.Исходя из вышесказанного уже нельзя утверждать, что внедрение полноценной системы маркировки в основе которой лежит Track&Trace решение не выгодно, ни производителям, ни их контрагентам, ни покупателям. Подобный шаг – это ускорение цифровизации компаний, перехода к индустрии 4.0. Может быть, сейчас участники рынка этого и не осознают, но эффективное внедрение Track&Trace систем будет способствовать тому, что совокупная стоимость продукта для конечного потребителя будет снижаться, а прозрачность и управляемость бизнес-процессов увеличатся на порядки.
Очень резко снизится проблема брака сырья, продукции независимо от типа дефектов (сам продукт, упаковка). Это произойдет потому, что автоматизируются процессы, можно проследить историю каждого кода, резко упрощается работа контролирующих организаций, повышается уверенность в качестве у конечного потребителя. Также упрощается проведение маркетинговых акций для участников цепи товарооборота, направленных и на товаропроводящую цепочку, и на конечных потребителей. Появляется возможность создать множество информационных сервисов, позволяющих оптимизировать логистические и производственные процессы, процессы управления качеством.
Таким образом, при грамотном подходе к маркировке все капитальные и операционные затраты на нее окупятся, а если внедрят только модули отчетности для регулятора, то тогда да, об этом не может быть и речи.
Вчерашний или завтрашний день?Внедрение системы маркировки позволит при желании создать видео о том, как пара ботинок движется по логистической цепочке. Да, еще вчера это не вызывало никакого удивления, но это сегодня это даже не верхушка айсберга, это одна из его граней, причем не самая большая.
Задача современной Track&Trace системы совсем не ограничивается фиксацией положения продукта в цепочке товародвижения. Функционал этого интегрирующего решения заключается в том, что она объединяет между собой в единый информационный контур оборудование, работающее на предприятии: маркировочное, агрегационное, упаковочное. Она взаимодействует с ERP-, WMS-, CRM-системами, и другими учетными ИС, например, MES и SCADA.
Кроме того, Track&Trace система обменивается данными с контрагентами компаниями с помощью электронного документооборота и глобального оператора. В России – это ЦРПТ, но, в целом, полнофункциональная Track&Trace система универсальна: способна с любыми внешними операторами по стандартизированным протоколам.
И это еще не все. В задачи Track&Trace системы входит контроль целостности данных на протяжении всего жизненного цикла продукта, она обеспечивает достоверность статусов каждого кода у государственного оператора, внутри нее, на предприятии, у потребителя. Информация должны быть целостной, чтобы не возникало ситуации, когда у оператора одни данные, у разных информационных систем (ERP, WMS) – другие, и во всех случаях неверные. Track&Trace система берет на себя функцию оповещения ИС, если есть расхождения, и последующая самостоятельная корректировка и синхронизацию данных согласно правилам, установленных регулятором.
Таким образом, Track&Trace система – это элемент индустрии 4.0. А, скорее, ее информационный хребет. Именно она, как хаб, связывает между собой ИС производителей и их контрагентов между собой. И это дает им преимущество, потому что обмен информацией становится понятным, стандартизированным, можно применять средства прогнозирования, организовывать четкое производство по заказам, повышать уровень управления качеством.
Говорить о том, что это вчерашний день просто не приходится, развертывание Track&Trace систем только начинает набирать обороты в мире, не говоря уже о России. Это определенно уже стремительно приближающийся завтрашний день.
Например, 10 лет назад не было очевидно, что предприятию нужна система управления бизнес-процессами (ERP), а нужен только автоматизированный бухгалтерский учет и таблицы Excel. Потом пошла эпоха трансформации и внедрения ERP-систем на предприятиях, соответственно Track&Trace системы – это следующий пласт решений, которые позволяют обеспечить процессы идентификации и полного прослеживания продукции на всем ее жизненном цикле. Это то, что обязательно должно быть на предприятии через 3-5 лет. Если этого не произойдет, то бизнес-процессы предприятия будут деградировать по сравнению с бизнес-процессами конкурентов.
Добровольно или с мотивацией от государства?Как альтернатива регулированию маркировки со стороны государства предлагается схема когда участники рынка самоорганизуются и добровольно вносят данные о своих товарах в единую базу данных, в которой о них можно будет искать нужную информацию. Такой своеобразный аналог wiki.
И тут сразу возникает ряд вопросов. Кто гарантирует актуальность этих данных, которые могут быть внесены несколько лет назад. Кто отвечает за полноту информации: что все нужные параметры внесены по всей номенклатуре продукции? Как проводить проверки и обеспечивать достоверность информации? И если даже каждая компания введет данные о типе продукта, его составе и сроке годности, то это ничем не будет отличаться от того, что уже и так есть на этикетке товара, в глобальном плане, какой в этом смысл?
В то же время при централизованной маркировке создается единый каталог товаров, где есть полная информация о продукции, о сделанных проверках. Можно быть уверенным, что эти данные достоверные, т.к. валидированы государственным оператором и в общем случае не одним. Таким образом, есть возможность сквозного просмотра информации и нескольких баз данных. Все это обеспечивает высокую достоверность данных. Кроме того, централизованный регулятор требует, чтобы информация постоянно обновлялась и находилась в актуальном состоянии, это важно и для самого государства, и для потребителя, а, значит, и для производителя.
Техническая реализации предложенного решения с добровольной единой базой данных также не очевидна. Даже если она будет распределенной, это никак не снимает тех вопросов, которые были поставлены выше. Кто будет отвечать за уровень обслуживания и тех. поддержки? Обеспечивать доступность данных и работоспособность всей системы? Почему участники рынка будут заинтересованы в том, чтобы поддерживать работу этой базы без какой-либо внешней мотивации?
Кроме того, компании будут вынуждены самостоятельно развивать данный проект. Что принципиально мешает развивать уже имеющуюся систему? Регулярно проводятся рабочие группы, принимаются предложения по доработке бизнес-процессов, формата отчетов и состава передаваемых данных.
К тому же добровольная регистрация – это очень спорный момент. Без мотивации со стороны государства круг таких компаний будет очень узок. При нынешнем искаженном восприятии целей и ценностей маркировки, компании просто не будут регистрироваться.
Кроме того, при такой схеме организации системы не будет возможности ничего узнать о жизненном цикле продукции. Даже то, что было признано вчерашним днем, – создать ролик о движении пары ботинок по логистической цепи будет невозможно. Еще раз, это будет база (неполных и неактуальных) данных, дублирующих то, что уже и так есть на этикетке.
Что самое интересное, что в конце материала, практически полностью посвящённому добровольной самоорганизации на сцену выходит государство, которому предлагается быть «первым среди равных». А именно: «формировать технические и административные требования к системе, являться обязательным валидатором транзакции». Картина просто переворачивается с ног на голову. И предложенные государству функции делают его отнюдь не «первым среди равных», а организатором всего процесса и управляющим. Эта картина не отличается от того, что мы имеем на сегодняшний день.
Так что же предлагается поменять? Создать некий фонд, который будет «поддерживать работу программистов и разработчиков, и наполняться взносами самих участников». Т.е. самим участникам не смотря на весь предыдущий текст уже ничего делать не надо, только платить в этот фонд деньги. А чем это отличается от «косвенного налогообложения», с которым борется автор материала Forbes. Ничем. Мысль пришла к тому, с чем призывала бороться. Круг замкнулся.