Маркировка в молочной отрасли. Дорого и нет?

Одним из ключевых вопросов любого проекта является его стоимость. Внедрение системы маркировке – не исключение. На рынке молочной продукции сложилось мнение, что это очень затратный процесс без перспективы окупаемости. Так ли это на самом деле: что верно только на первый взгляд, и какие могут быть допущены ошибки при реализации проекта.

Если задавать вопрос напрямую: сколько стоит внедрение полноценной системы маркировки (с функциональностью Track&Trace решения – ИС для идентификации и прослеживаемости), то можно услышать ответ, например, 60 млн рублей. Реальный проект может стоить именно столько, а может сильно дешевле или дороже. Все зависит от производственного цикла молочного предприятия. Не логично сравнивать затраты производителя с сотней заводов и небольшую ферму с одной линией упаковки.

В глобальном плане, всегда нужно понимать баланс CAPEX и OPEX. Существуют недорогие решения, которые позволяют сэкономить на закупке оборудования, его аренды или лизинга, и потом нести достаточно большие издержки в процессе маркировки. Есть и другие варианты, когда оборудование является достаточно дорогим, но обеспечивают очень низкую стоимость нанесения маркировки и проведении вспомогательные производственных операций.

Выбор оборудования нужно делать аккуратно, внимательно изучить, что именно нужно предприятию, и не брать оборудование у первого попавшегося, самого разрекламированного, или просто понравившегося поставщика. Если аккуратно подойти к вопросу, подобрать оптимальное для режима работы предприятия оборудование, то можно снизить издержки буквально на порядок или даже больше.

Например, небольшое предприятие для маркировки может использовать ярлыки, напечатать их в типографии, ИС, обеспечивающие взаимодействие с ВетГИС, и ГИС МТ уже доступны в виде облачных сервисов. Ими можно пользоваться по подписке. Это законченные готовые решения. Волнение на рынке по поводу того, что внедрение маркировки будет слишком дорогим и разорит маленькие компании, является слабо обоснованным. Решения для малого и среднего бизнеса на рынке есть, и они доступны.

Вот пример, откуда берутся ошибки пли планировании внедрения маркировки.  Небольшое фермерское хозяйство просматривает варианты того, что есть на рынке. Оно ищет информацию в интернете или смотрит на список рекомендуемых ЦРПТ поставщиков и видит высокопроизводительные линии со встроенными установками сериализации, скоростные установки агрегации производства различных стран. Если производится всего 10.000 упаковок продукции в сутки, то при подсчете себестоимости получаются огромные цифры. И выходит, что надо завод закрывать, потому что это не окупится никогда.

Конкретно для такого предприятия гораздо более оптимально использовать просто решение: надо поставить термотрансферный принтер, выбрать тип наклеек для продукции (стойкие к внешней среде и не отклеивающиеся) и подключиться к облачному сервису. Цена подписки совсем не высокая и составляет порядка 10.000 руб в месяц. Это вполне подъемная сумма даже для небольшого хозяйства.

В среднем оборудование для одной производственной линии на крупном предприятии стоит пример 1,5 млн рублей (если это не очень высокопроизводительная линия). Для маленьких и средних предприятий с низкой производительностью эта сумма может быть сильно уменьшена в силу того, что будут использоваться другие технологии маркировки, например, через промежуточное стикерование. Цена может упасть до 15.000 руб на оборудование для одной линии. Плюсом является также то, что предприятие получает не только саму систему маркировки, но и автоматизацию сопутствующих бизнес-процессов.

Стоимость ПО для системы маркировки сильно варьируется в зависимости от объема производства предприятия. Для производителей среднего она составляет порядка 1,5 млн. руб,  рублей, для холдинга, где несколько производителей работают под 1 лицензией –  около 4 млн.  рублей

При правильном и взвешенном внедрении облачной или локальной Track&Trace системы предприятие получает возможность оптимизировать процессы производства, логистики и сделать шаг к предприятию индустрии 4.0. Таким образом, за одни и те же деньги предприятие может себе внедрить просто систему маркировки или полнофункциональное Track&Trace решение.

Есть мнение, что для малых и средних предприятий подобный подход является избыточным. На самом деле, это не так. Для небольших производств внедрение маркировки как полноценной Track&Trace системы, хоть это и неочевидно на первый взгляд, тоже является предпочтительным, хотя бы с точки зрения управления затратами.

Потому что альтернативный сценарий – это настроить процессы по работе с кодами маркировки в рамках используемой ими ERP-системы (например, 1С). И возникают типичные проблемы интеграции между собой технологий, которые для этого не предназначены. В ядро ERP-системы не заложено такое понятие как контрольный идентификационный знак, нет функционала идентификации и прослеживаемости каждой единицы товара.  

Логика работы Track&Trace системы иная: если есть идентификатор продукции, то есть контроль операций с ним. Она изначально совместима с оборудованием, изначально готова взаимодействовать с государственным оператором, с контрагентами. С ней не нужно приобретать дополнительные модули для ERP-системы и интегрировать их в нее, перенастраивать принципы ее работы.

Можно использовать уже имеющуюся ERP-систему и просто подключить ее к Track&Trace системе, которая уже будет на связи с оператором, с Сервером Управления Заказами. Можно сразу начинать работать. При таком сценарии суммарные издержки будут гораздо ниже.

Плюсом обязательного внедрения системы маркировки является ускорение цифровизации компаний, перехода к индустрии 4.0. Может быть сейчас участники рынка этого и не осознают, но грамотно внедренные Track&Trace системы приведут к тому, что совокупная стоимость продукта для конечного потребителя будет снижаться, а прозрачность бизнес-процессов увеличится на порядки.

Сильно уменьшится проблема бракованного сырья, продукции независимо от типа дефектов (сам продукт, упаковка...).  Это произойдем потому, можно будет проследить историю каждой единицы товара, повысится уверенность в качестве у конечного потребителя. Упростится проведение маркетинговых акций для участников цепи товарооборота, будут оптимизированы логистика, производственные процессы, управление качеством.
Бесплатная горячая линия
8 (800) 555 93 44