В России стартовал пилот по маркировке и прослеживанию табачной продукции

15 января 2018 года в России начался пилотный проект по маркировке и прослеживанию табачной продукции, который продлится до конца 2018 года. Эксперимент проводится для разработки и апробации инновационных механизмов цифровой маркировки табачной продукции, а также мониторинга её оборота.

В ходе эксперимента методом прямой печати на производстве на пачку сигарет будет наноситься сгенерированный специальными средствами цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix) далее по первичным документам осуществляться автоматизированный контроль движения товара и его вывод из оборота на основе полученных с контрольно-кассовой техники данных.

Информационная система эксперимента позволит контролирующим государственным органам получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, данным о сгенерированных кодах и их передвижениях.

Оператором информационной системы проекта, в соответствии с постановлением Правительства РФ, стало ООО «Оператор-ЦРПТ», дочерняя компания Центра развития перспективных технологий. Согласно постановлению, на этапе пилотного проекта все участники получат доступ к системе, включая генерацию цифровых кодов маркировки и прослеживаемость их оборота, на безвозмездной основе.

«Несмотря на то, что официально эксперимент стартовал сегодня, совместно с участниками проекта была проделана большая подготовительная работа: изучены информационные, производственные и логистические системы всех участников «цепочки», определены возможности производства, способ и скорость нанесения маркировки и возможности торговых сетей по сканированию и учету движения, разработаны методические рекомендации и технические требования к самой системе, – заявил председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин. – В феврале первая пачка с цифровой маркировкой выйдет с конвейера, в марте к проекту подключится розница, которая будет поставлять информацию о продаже продукции с помощью сканирования меток на онлайн-кассах. Мы приглашаем к участию в проекте разработчиков решений, интеграторов и хотим сделать нашу систему максимально открытой, удобной и полезной для рынка».

К эксперименту присоединились крупнейшие производители табачной продукции, занимающие более 90% рынка – компании Japan Tobacco International, «Бритиш Американ Тобакко Россия», «Филип Моррис Интернэшнл» в России, дистрибьюторы – ТК Мегаполис и ГК «СНС», розничные сети Metro CC, Дикси и Лента, компания розничной торговли X5 Retail Group. Компания Империал Тобакко также рассматривает возможность участия в эксперименте. С III квартала в пилотном проекте будут принимать участие компании-импортеры. 

«JTI готова к началу эксперимента по цифровой маркировке и прослеживанию табачной продукции на российском рынке и будет конструктивно взаимодействовать со всеми его участниками, как со стороны регулирующих органов, так и со стороны бизнес-партнёров, ─ добавляет вице-президент Japan Tobacco International по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев. ─ Данный проект призван стать важным вкладом в укрепление конкурентного рынка табачных изделий, свободного от контрабанды и контрафакта. Мы надеемся, что проведение эксперимента в формате государственно-частного партнёрства позволит выйти на современное и комфортное для всех участников рынка решение, основанное на передовых российских цифровых технологиях и обеспечивающее прозрачность рынка и полноту налоговых доходов государства».

Вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко, комментируя запуск проекта сказал: «Мы полностью поддерживаем выбранный Правительством Российской Федерации формат конструктивного взаимодействия государства и бизнеса. В контексте развития цифровой экономики, подобный подход позволит найти и реализовать максимально эффективное, современное техническое решение, отвечающее задачам государства и учитывающее производственные особенности табачной отрасли. Использование этой технологии в создании государственной системы контроля оборота табачной продукции, с нашей точки зрения, позволит ограничить рост нелегального рынка, увеличить доходы государственного бюджета Российской Федерации».

Для участия в проекте производители, дистрибьюторы, импортеры и представители розничных сетей должны заполнить форму и оставить заявку на сайте motp.crptech.ru. На портале будет размещена информация, необходимая для маркирования и анализа сведений, методические рекомендации для участников, форма обратной связи и телефоны службы поддержки.

Максим Курганский, руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями, сообщил, что в ходе первого этапа пилотного проекта «БАТ Россия» оснастит оборудованием для маркировки одну производственную линию и выпустит ограниченную партию продукции. «Пилотный проект позволит протестировать систему маркировки и прослеживания в реальных условиях. Государство и бизнес смогут оценить, как внедрение цифровой маркировки повлияет на бизнес-процессы в отрасли: выпуск продукции, логистику, продажи в рознице, документооборот», ─ добавил он.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на обеспечение проведения эксперимента определены Минпромторг, Минфин, Минсельхоз, Минкомсвязи, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба безопасности и Роспотребнадзор.

Бесплатная горячая линия
8 (800) 555 93 44