Чего ждать пивному рынку от обязательной маркировки?

Чего ждать пивному рынку от обязательной маркировки?

Смогут ли производители обойти стороной «грабли» других отраслей, использовать отработанные ими технологии, или все придется делать с нуля?

TraceWay
Россия
Москва
+74951222335
Чего ждать пивному рынку от обязательной маркировки?

Смогут ли производители обойти стороной «грабли» других отраслей? Смогут ли производители пива использовать технологии, отработанные в других отраслях, или все придется делать с нуля? Сможет ли бизнес повлиять на регуляторику и получить оптимальные условия? Эти вопросы волнуют пивную отрасль, которая вступила в эксперимент 1 апреля 2021.

«Мы будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции. Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки», — сказал Денис Мантуров на совещании с президентом РФ и членами правительства в сентябре 2020 года.

Представители крупного бизнеса незамедлительно отреагировали комментариями о том, что процент контрафакта минимален или стремится к нулю. Пиво - не первая и не единственная отрасль, в которой объективно оценить объем недобросовестных производителей невозможно.

По данным глобальных игроков рынка контрафакт на нуле. Представители федерального проекта, борющегося за трезвость, говорят, что подделок, напротив, очень много. Минпромторг оценивает объем нелегального пивного рынка в 5 - 12% в зависимости от региона. В таком случае бюджет теряет ежегодно до 22 миллиардов рублей. В категории пивные напитки объем контрафакта значительно выше.

Участники этой дискуссии часто забывают о базовых принципах выбора отраслей для скорейшего внедрения маркировки. Этот выбор делается не столько по критерию объема контрафакта, сколько по уровню “популярности” или “социальной значимости” отрасли.

Алкогольная отрасль занимает 1\5 часть рынка FMCG (Nielsen) и ее регулирование исторически является достаточно жестким. Государство неоднократно тестировало различные инструменты регулирования оборота. Понятно, что и маркировка не могла обойти пиво стороной.

Эксперимент по маркировке пива пройдет с 1 апреля 2020 по 31 августа 2022 года. Опыт других отраслей показывает, что чем раньше компании включаются в эксперимент, тем больший вклад бизнесу удается сделать в диалог с регуляторами и тем меньше потерь ждет производителя пива при внедрении.

А как же цены?

Стоит отметить, что некоторые интеграторы уже научились регулировать экономическую сторону вопроса. Они работают не только над технологичностью решения, но и над показателями Capex\Opex. Поэтому вопрос значительного увеличения цены за счёт маркировки не актуален. Скорее всего, такое повышение «затеряется» в рамках стандартного роста цен за счет инфляции.

Есть также основания полагать, что если инициатива Союза российских пивоваров по установлению минимальной цены на пиво и борьбе с демпингом будет поддержана, то незначительное повышение, вызванное маркировкой, вообще останется незамеченным. Напомним, предлагается ввести минимальную цену на пиво в банке и бутылке на уровне 110 рублей за литр, а в ПЭТ-упаковке — 90 рублей за литр. При продаже на розлив цена за литр будет составлять 85 рублей.

Важно сказать и о том, что участие в пилотах для представителей пивной отрасли - бесплатное. Производственный процесс и тесты оплачиваются вендорами и интеграторами, заинтересованными в расширении клиентской базы.

Возможно поэтому, в эксперименте уже сейчас хотят участвовать более 40 компаний. После того, как эксперимент будет официально объявлен, количество участников значительно возрастет.

Есть ли на рынке технологическое решение?

70% рынка фасованного пива — это крупные международные компании, которые работают с форм факторами, для которых решение уже было разработано в рамках эксперимента по маркировке молочной продукции (например, ПЭТ). На ПЭТ упаковках из-за маркировки придётся менять дизайн крышек, но само решение вполне может быть адаптировано в обозримом будущем.

Со стеклянными бутылками и банками придется поработать, в качестве метода маркировки, вероятно, будут выбраны стикеры.

Решение со стикерами уже полностью проработано, и может быть адаптировано к пивным линиям в кратчайшие сроки и не замедлит скорость линий. Для некоторых форм факторов будут уместны инновационные технологии пьезоэлектрической печати, которые сейчас уже применяются для других отраслей. Но самый большой технологический вызов для разработчиков – это скорость линий, которая намного выше, чем на молочных производствах и на производстве воды.

Зачем маркировка, если есть ЕГАИС?

Система ЕГАИС не является полной копией системы ГИС МТ, она не справляется с прослеживаемостью каждой единицы товара на всех этапах производства и цепи поставок.

Есть гипотеза, что ЕГАИС со временем станет дублирующей системой, от которой можно отказаться. Эта информационная система была актуальна в 2004 году, когда она только разрабатывалась. С тех пор прошло почти 17 лет, требования к цифровым продуктам существенно изменилось. Несмотря на то, что с 1 июля 2018 года в системе были введены марки нового образца, персонализация которых осуществляется путем нанесения кода Data Мatrix, до конца актуализировать эту систему и приблизить ее к мировым стандартам невозможно. В тоже время стандарты международного консорциума GS1 - это не только залог успеха при развитии внешнеэкономической деятельности, но и наилучший способ передачи информации вместе с логистической единицей в самых различных отраслях и приложениях по всему миру.

Бесплатная горячая линия
8 (800) 555 93 44